Koryu Kata
Формы «старых школ» работы с японским мечом
Koryu kata — это формы «старых школ» работы с японским мечом. Они являются первоосновой и в большей мере соответствуют истории и традиции кендо. Традиции различных кланов и школ, которые были оcмыслением воинского опыта далеких времен. Из них выросло современное кендо, и полноценное изучение и практика японского меча невозможны без соприкосновения с этими знаниями
Сейчас в кендо есть отголоски этих знаний в виде kendo kata. 7 форм с «длинными» мечами и 3 формы с kodachi. Они были созданы в начале ХХ века для формализации и унификации общенационального изучения кендо в университетах Японии, так как существовало (и существует) множество школ и форм, которые невозможно уместить в программу обучения — общенационального стандарта образования. Фактически, kendo kata AJKF — это выжимка из некоторых старых школ. Своего рода краткий пересказ некоторых эпизодов «большой многотомной книги». Вершина айсберга. Многое осталось «за кадром». Соответственно, практика koryu kata — это работа с первоисточником. Они дают на порядок больше, чем kendo kata и современная работа с синаем в bogu, имеющая крайне спортивный уклон.
Minowa Masaru sensei (глава Seishinkan dojo, Yamanashi-ken, Japan),
который активно преподает некоторые из старых форм меча формулирует три ключевых аспекта практики кендо:
1
Kата
Koryu kata — это работа с первоисточником. Они дают на порядок больше, чем kendo kata и современная работа с синаем в bogu, имеющая крайне спортивный уклон
2
Shinai-kendo
Тренировки koryu, если подход к изучению верный, очень положительно влияют на работу в shinai-kendo (в доспехах). Smart kendo — умное кендо как раз тесно коррелирует с этими практиками
3
Беседа
Осмысление и обсуждение принципов koryu kata позволяет осознать глубину смыслов, заложенных в старых школах владения японским мечем
Тренировки koryu (если подход к изучению верный!) очень положительно влияют на работу в shinai-kendo (в доспехах). Smart kendo — умное кендо как раз тесно коррелирует с этими практиками.

Они существенным образом способствуют формированию и проявлению важных элементов и акцентов, которые легко опускаются в работе с синаем (по «спортивному сценарию»):
— психологическое давление и борьба за превосходство, за сильную доминирующую позицию;
— seme и следующее за ним движение вперед перед атакой — как усиление и кульминация этого психологического подавления;
— контроль над ситуацией;
— атака — как следствие контроля над ситуацией;
— способность сохранять контроль после атаки — zanshin — как естественное состояние, а не то, что Вы специально показываете, что неорганично Вашему изначальному действию и внутреннему состоянию.

Важно отметить, что в kata «поединок» (хоть и по заранее готовому сценарию) начинается в tachiai-no-ma — дистанции 9 шагов. Не на расстоянии касания кончиков мечей. Это гораздо больше соответствует реальному поединку на мечах. Соответственно, Вы учитесь быть максимально собранным, заряженным и подавлять оппонента на относительно большой дистанции, и поединок (в том числе и с синаем) приобретает иное наполнение и характер. Чувствуется присутствие настоящего меча.
Я давно привожу пример кошачьих поединков. Посмотрите как там развивается конфликт. Он почти всегда начинается с большой дистанции. С уже большой концентрацией. Какой «kiai» можно услышать! Порой в душе все переворачивается от таких звуков. Все происходит с долгой выдержкой и давлением. Постепенно сокращая дистанцию. «Психологическая борьба» — это фактически и есть весь их поединок. Там никто не прыгает и не бросается в атаку каждые 3-5 секунд.
Kata чем-то близки к этому. Тем самым они аппелируют к чему-то очень естественному и настоящему, чему можно найти аналогию в природе.
Так как сценарий kata четко определен, можно достаточно хорошо сфокусироваться на том внутреннем наполнении и психологических аспектах поединка. А также сформировать внятную и нерушимую технику работы с мечом (а не с палкой!). Потом эти навыки транслируются в работу в контакт (в доспехах - bogu).


Я считаю, что колоссальную роль в моих успешных сдачах экзаменов на 6й и 7й дан по кендо в Японии с первой попытки играет практика kata и именно старых школ! Включая формы, которые созданы Minowa sensei, как его осмысление этих форм koryu.
Использование bokken и mogito kata) — это уже большой компромисс по отношению к настоящему мечу. И воспроизвести уровень опасности и состояния реального боя на мечах мы не можем по определению. Но работа с синаем — это уже компромисс от bokken и mogito, от практики kata… Чтобы оставаться максимально в рамках приобщения к японскому мечу — важно минимизировать этот компромисс. Иначе это уже фактически не имеет отношения к традиции оружия и воинского искусства.

У нас на тренировках в Москенкай практика «старых школ» не ограничивается только работой с боккеном. В доспехах с синаем мы отрабатываем эти техники в полный контакт (с некоторой адаптацией, там где это нужно), тем самым позволяя kata раскрываться в полной мере.

Андрей Солодовников

Renshi, 7 Dan Kendo AJKF



События
       @ МОСКЕНКАЙ 2023
    Made on
    Tilda